Заказать услугу
Заказать звонок

Заемный труд

04 Апреля 2016

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие условия и процедуры предоставления персонала другим физическим и юридическим лицам. С выходом закона возникли вопросы, связанные с заемным трудом. Вот наиболее актуальные из них.

В чем различие между запрещенным заемным трудом и трудом работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) в силе положения Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, в соответствии с гл.53.1 ТК РФ в ?

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ. Главное отличие заключается в слове «временно». Предусмотрено, что аккредитованные в установленном порядке частные агентства занятости вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) - направлять временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (далее также - принимающая сторона), для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем указанного физического лица или юридического лица (ч. 1 ст. 341.1 ТК РФ) в случаях:

  • к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами сохраняется место работы;
  • к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Ограничен ли законом максимальный срок работы работника частного агентства занятости у одной принимающей стороны?

Ограничение срока работы работника направляющей стороны - частного агентства занятости у принимающей стороны по договору о предоставлении персонала в 2016 г. установлено только в отношении работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема оказываемых услуг. В этом случае срок не может превышать девяти месяцев.

В остальных случаях предоставления персонала такой срок не установлен. Так, например, предоставление работника для замещения временно отсутствующего работника принимающей стороны, за которым сохраняется место работы, возможно на весь срок такого отсутствия. Учитывая длительность подобных сроков (например, на срок отсутствия работницы на период отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет), период замещения может составить чуть более трех лет (с учетом времени отпуска по беременности и родам до родов).

Однако направление работников принимающей стороне для выполнения для нее работы может носить исключительно временный характер. Установление в дополнительном соглашении к трудовому договору работника неограниченного срока работы у конкретной принимающей стороны будет противоречить закону.

Если после того как девятимесячный лимит будет исчерпан, а производство или объем оказываемых услуг будет через некоторое время вновь расширяться, то принимать одного и того же работника на временную работу станет уже нельзя?

Законодательством не предусмотрено, что один и тот же работник может направляться в одну и ту же организацию только один раз. Также не предусмотрено, что, после того как будет исчерпан девятимесячный лимит, того же работника направлять в эту организацию уже никогда нельзя.

Организация вправе неоднократно расширять производство или объем оказываемых услуг в связи с различными обстоятельствами. Организация каждый раз при необходимости вправе обращаться в частное агентство занятости и заключать с ним договор о предоставлении труда работников (персонала) (п. 2 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). В связи с этим считаем, что, если организация через какой-то период времени вновь будет расширять производство или объем оказываемых услуг, она будет вправе принять у себя этого же работника (даже если девятимесячный лимит был ранее исчерпан).

Есть ли отличия в организации работ по охране труда (ОТ) по договору предоставления персонала (аутстаффинг), как было раньше, и по договору предоставления труда работников в силе положения ФЗ N116 от 05.05.2014?

В организации работ по охране труда принципиальных различий со сторон как принимающей так и направляющей нет. Однако по страховым взносам есть существенные изменения. Направляющая сторона уплачивает страховые взносы в ФСС по основному виду экономической деятельности принимающей стороны, с учетом скидок и надбавок к страховому тарифу( до 40%).